maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Адский огонь церковной романтики 3

Я не сторонник сидения перед разбитым корытом. Если действительно у людей присутствуют случаи кризиса церковной и духовной жизни, и случаи не единичные, то есть наличествует закономерность, то надо пытаться понять как системно можно помочь этим оказавшимся в тупике братьям и сестрам. 
Уже говорил, что романтизм хорош на первом этапе духовной и церковной жизни, когда идет активное воцерковление, устанавливаются новые привычки, чаще всего кардинально меняется образ жизни. Без романтического запала трудно сдвинуть пласты жизненных установок у взрослых людей. 
Однако задержка в образе романтика-неофита, опять повторюсь, приводит в конце-концов к кризисному состоянию. Романтик хочет изменить мир, а тут годами и десятилетиями он не может изменить самого себя. Если продолжать играть на романтическом поле, то как минимум возникнет когнитивный диссонанс и велик риск уныния и депрессии. Кто-то правильно написал мне в комментах, что романтизм, как явление, присутствует не только на индивидуальной уровне, но существуют болеющие им приходы, если не более. Тогда можно выделить, на первый взгляд, две причины расцерковления у бывших романтиков. Первая - человек сознательно или бессознательно бежит из зоны психического дискомфорта, спасаясь от депрессии. Вторая - христианин перерос романтизм, но не видя в существующей (больной романтикой) церкви дальнейшего для себя роста, как бы достигнув романтического потолка, уходит в свободное плавание. 
Отвлекусь, чтобы предположить, что такой массовый приход в церковь, какой был в девяностые годы - явление не виданное в истории. Своего рода, приход молодых в церковь стариков, с явным перевесом незрелости над опытом и традицией. К тому же волна романтизма церковного шла параллельно с девятым валом романтизма и беспредела общественно-государственного. Не удивительно, что отсутствие исторического опыта привело к нынешней, здесь описываемой, ситуации. 
Возвращаясь в наше время, полагаю, что в качестве главного рецепта для преодоления кризиса от крушения иллюзий должен стать переход из начальных в средние классы школы церковной жизни, где главным становятся не внешние маневры, как уже приведшее в тупик постись, молись и кайся, а внутренняя и, чаще всего, сокровенная жизнь христианина, его личное общение с Богом. 
Мне представляется, что нового тут я ничего не сказал, но тем не менее те предложения, что порой озвучиваются мною некоторым нашим прихожанам, воспринимаются ими как откровения. 
О конкретных установках для перехода в среднюю школу постараюсь поговорить быть может в следующий раз. 
Tags: Мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments