maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Адский романтизм 4

В качестве предисловия пару недавних случаев.
В детском отделении центра реабилитации во вторник причащал девочку инвалида-калясочницу. У неё есть старший брат, тоже инвалид. Какое-то время назад мама лежала с ним во взрослом отделении, сейчас с младшей в детском. Мама очень обрадовалась возможности причастить ребенка. Говорила, что чувствует себя очень виноватой из-за месячного перерыва в причастии дочери. Пытался её успокоить и оправдать:
- У вас же столько хлопот, два больных ребёнка, кто же осудит эти пропуски? Слава Богу, что вообще иногда приходите в храм.
- Батюшка, я всегда считала, что раз мы должны, то надо обязательно сделать. - продолжала казнить себя женщина.
- Кто же вас делает должником? Может иногда надо просто остановиться и побыть с детьми и с собой просто так, без всяких дел? - обнял я мамашу за плечо и погладил по голове.
Она плакала.
Второй эпизод.
Сегодня на исповеди женщина обвиняла себя за пропуски молитвенных правил. Выясняю зачем-то обстоятельства этих пропусков, они вполне уважительные - усталость и перегрузка. Пытаюсь пожалеть и оправдать прихожанку, она же видит причины всех своих неприятностей и бед в этих молитвенных сокращениях.
При этом она выглядит растерянной и запутавшейся.

Теперь собственно к самой "Адской романтике 4".
Проблемы, выявленные в предыдущих частях надо как-то решать. Чтобы священник мог что-то предложить своим собеседникам ему надо самому переступить границу отделяющую внешнее благочестие новоначальных от внутреннего состояния созревшего христианина, когда меняются ценности и отношение к внешним подвигам.

Попробую для наглядности описать непосредственно свои взгляды. Они сейчас такие.

Внешнее благочестие в виде исполнения правил, постов, уставов и прочих требований ушло из разряда главных догм в область относительной необходимости и привычек (Можно сравнить с необходимостью есть и одеваться, возможны свои вкусы, моды и диеты, порой едим всухомятку, а когда и пиршевствуем, всё зависит от обстоятельств). Чтобы никого не шокировать такими вольностями, привожу цитату из ап. Павла: Гал.5:22.-23.Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера. Кротость, воздержание. На таковых нет закона (Вообще полезно перечитать всю главу). У прошедшего начальную школу благочестия христианина уже появляются начатки этих плодов, а значит он постепенно выходит из под власти закона - предписаний внешнего поведения.
Кроме того, молитва тоже перешла для меня из разряда делания в область состояния. Это когда ты практически почти всегда пребываешь в молитве, даже когда занимаешься простым бытом или развлекаешься. Причем я бы не сравнивал это состояние с созерцаниями исихастов. Просто за много лет приобретенное и сформированное христианское мировоззрение всё окружающее пропускает через себя и рассматривает под определённым углом, видя во всем происходящем многоразличное присутствие Бога. Конечно важным составляющим моих взглядов является уважение к человеческому выбору (признаюсь, его я неожиданно для себя в себе обнаружил, видимо оно сопутствует описываемым изменениям) и отсутствие непременного желания всех исправить и переделать. Кстати, именно после этого нового понимания молитвы я вернулся к активному чтению светских книг и посещению театров, потому что эти светские развлечения уже не воспринимаются мною, как светские, они тоже становятся молитвой. (Конечно это не значит, что я читаю и смотрю все подряд).
И пожалуй самое главное, изменились мои личные отношения с Богом. Он уже не судья, а Отец. А это значит, что я его не боюсь, а доверяю. Вместе с этим изменился взгляд на свою неисправимую греховность: я себя вдруг принял и успокоился, не знаю ещё, это смирение или нет, но мне хочется надеяться.

Таким образом центр тяжести моего нынешнего христианства ушел из внешнего делания во внутренние области души.
Сразу после осознания этих изменений в понимании христианства для меня разрешились многие внутренние противоречия, которые грызли мою болеющую романтикой душу долгие годы. Они были приблизительно такие, что я привел в предисловии этой статьи.

Немного по другому хотел написать эту четвёртую часть, но получилось вот так. Пришлось правда немного обнажаться, надеюсь не будете смеяться.

Теперь в принципе понятно, каким я вижу рецепт исцеления для подобных мне церковных романтиков.

P.S. Да, чуть не забыл, тут спрашивали кто такие церковные романтики. Мне казалось, что из контекста вполне понятно, но попробую дать свое определение.
def: церковный романтик - человек пришедший в церковь с целью служения, готовый жертвовать собой ради обретенной истины. Не понимающий ещё, что истина тоже для него и людей, а не только он и люди для истины.
Tags: Мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →