maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Пастырская драматургия

Почитал комментарии на последние свои записи. Некоторые меня заинтересовали своей беспомощной вопросительностью. Так уж получилось, что в последние две-три недели занимаюсь изучением теории драматургии и недавно осознал, что как ни странно, но священник может многое в своей практике сочувствия и сопереживания во время пастырских встреч и бесед перенять из театральных систем, развитых в двадцатом веке. Причем совсем не обязательно для этого становиться актером. Все дело в том, что вопрос, как научить себя сопереживанию и при этом не сгореть остаётся открытым.

Начнем с системы Станиславского. Там есть теория по разделению актѐрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.
Ремесло, по Станиславскому, есть технология использования готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актѐр. Наверное этот вариант чаще всего встречается в практике священства, но он при этом и самый фальшивый.
Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актѐр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актѐр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли. Этот способ, на мой взгляд, тождественен в духовной пастырской практике предыдущему, но при этом доведён до совершенства и этим опасен.
Искусство переживаниявозникает, когда актѐр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.
Тут мне кажется, что если овладеть технологией переживания по Станиславскому, то вполне возможно использовать этот метод без риска сфальшивить. Где-то в начале этого журнала писал о том, как крестил актера, амплуа которого было играть всяких демонических существ, последней точкой в решении срочно креститься послужила роль Иуды: актер понял, что может не вернуться из роли.
Кроме всего прочего, такие методики актерского мастерства из системы Станиславского (упомяну без раскрытия), как продумывание предлагаемых обстоятельств, рождение текста и действий «здесь и сейчас» и работа актёра над своими собственными качествами, вполне, на мой взгляд согласованы с законами православной аскетики.

Далее, если рассмотреть театральную систему монодраммы, разработанную в начале 20-го века Евреиновым с её принципом развѐртывания сценических событий, словно проецируемых через сознание главного героя или одного из действующих лиц. Что подразумевает драматическое представление, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом «в любой момент его сценического бытия», и заставляет зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью». То на мой взгляд это не противоречит с отеческим советом поставить себя на место своего собеседника, чтобы его почувствовать и понять. Последователям метода был в частности Мейрхольд (Ревизор), а дальнейшим теоретиком Пиотровский.
Интересна разработанная Мейерхольдом "биомеханика", основы которой он почерпнул из трудов по научной организации труда американского инженера Тейлора. Тут важен принцип экономии сил, времени и энергии при выполнении работы. Очень интересно, что, отчасти, биомеханикой я невольно овладел при многократном служении и совершении таинств. Движения отточены, центр тяжести тела ощущается отчетливо. Мейерхольд критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актѐр идѐт к роли изнутри и настаивал на обратном пути, - т. е. от внешнего к внутреннему содержанию роли. Мне видится, что это тоже один из приёмов аскетики, когда вначале подавляется внешнее проявление страсти, а затем достигается и внутренняя победа.

Несмотря на открытый атеизм основателя, очень интересна система эпического театра Бертольда Брехта. Он не принимал Аристотелевскую идею катарсиса в театре из-за её связи с идеей роковой предопределенности человеческой судьбы. И хотя Брехт из-за своего атеизма отказывался от философии и поэтики страдания, его поиски и предложения по поиску борьбы со страданием мне кажутся интересными. Особенно его знаменитый метод Отчуждения. Он делает очуждение принципом философского познания мира, важнейшим условием реалистического творчества. Брехт считает, что для каждого исторического этапа есть своя объективная, принудительная, по отношению к людям, «видимость вещей». Эта объективная видимость скрывает истину, как правило, более непроницаемо, чем демогогия, ложь или
невежественность. Высшая цель и высший успех художника, по мысли Брехта, – это очуждение, то есть не только разоблачение пороков и субъективных заблуждений отдельных людей, но и прорыв за объективную видимость к подлинным, лишь намечающимся, лишь угадываемым в сегодняшнем дне законам. Мне это напоминает духовную и житейскую мудрость и даже прозорливость, которую похоже можно получить не только как дар, но и через овладение методом Брехтовского "отчуждения".

Школа театра абсурда тоже, мне видится, приложима к использованию ея в пастырской практике.
Формально театр абсурда отрицает реалистичные персонажи, ситуации и все другие соответствующие театральные приѐмы. Время и место неопределѐнны и изменчивы, даже самые простые причинные связи разрушаются. На первый взгляд, все бессмысленно: бессмысленны интриги, повторяющиеся диалоги и бесцельная болтовня, драматическая непоследовательность действий, однако же, по мере развития действия видишь, что всѐ это довольно последовательно, со специфической логикой отрицания, подводит зрителя к ощущению бессмысленности человеческого существования вообще.
Если ограничить этот вселенский театральный абсурд преданием ему идеи личностного Бога, то притча о безумном богаче вполне может быть разыграна как произведение театра абсурда.

Ну и еще одна лишь лет двадцать как появившаяся идея "театра повествования" вполне может обогатить нашу гомелетику. Не буду тут углубляться.

Если кто дочитал текст до конца, то прошу не считать статью как отрицания нашей системы пастырского богословия. Это больше некоторые наблюдения и заметки исходящие из сопоставления личного опыта и теории и практики драматургии.
Tags: Мысли, Пастырское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments