maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Один прихожанин моего прежнего прихода в результате личных обстоятельств сейчас практически все время находится дома и досуг посвящает богословию. В результате у него возникли сомнения в православности нашего современного православия. По моей просьбе он кратко изложил  свои мысли. Если кто-то заинтересован  обсудить тему, он готов участвовать в дискуссии.



Здравствуйте! Попробую изложить суть догматической проблемы.

Святитель Григорий Нисский в одном из своих писем (письмо к Авлалию) говорит о том, что человечество - это не множество разных людей, а один единый человек во множественности ипостасей. Вот фрагмент из этого письма: "Посему утверждаем, во-первых, что есть некое неправильное словоупотребление в этом обычае, неразделяемых по естеству называть в множественном числе одним и тем же именем естества и говорить: многие человеки, чему подобно будет, если сказать: многие естества человеческие. Напротив того, понятие ипостасей, по усматриваемым в каждой особенностям, допускает разделение, и по сложении представляется числом; но естество одно, сама с собою соединенная и в точности неделимая единица, не увеличиваемая приложением, не умаляемая отъятием; но, как есть одна, так, хотя и во множестве является, сущая нераздельною, не раздробляемою, всецелою, не уделяемою причастникам её по особой части каждому. И как словами: народ, толпа, войско, собрание, все называется в единственном числе, хотя в каждом из именований подразумевается множество; так и человеком в точнейшем понятии может быть назван собственно один, хотя оказывающихся принадлежащими к тому же естеству много, так что гораздо лучше будет исправить этот погрешительный у нас обычай, и имя естества не распростирать на множество, или же, поработившись оному, происходящей оттого погрешности не переносить и на Божественный догмат".

Из этого текста, если сказать коротко, следует такой вывод: "Человечество единосущно в таком же смысле, как единосущны Лица Святой Троицы".
На первый взгляд такое утверждение может показаться очень странным. Всем понятно, что в Святой Троице полное единство и тождество природы, причем, природы совершенно духовной, нематериальной, в то время как люди существуют раздельно, каждый обладает своей собственной душой и физическим телом, каждый живет и действует независимо друг от друга.
Утверждение о единосущии человеческих ипостасей становится понятным, если уточнить, что именно подразумевается под словом "естество" и в каком отношении к этому естеству находятся душа и тело человека.

Естество - это сущность (усия), чисто духовная, нематериальная природа человека.
Души и тела являются не сущностью, не природой, не естеством человека, а энергиями естества, энергиями сущности. Таким образом, хотя каждая человеческая ипостась, каждый отдельный человек обладает своей собственной душой и телом, эти души и тела являются энергиями одной единой, всецелой, общей для всех людей сущности.
Вот как пишет о единосущии людей Архимандрит Софроний (Сахаров) в книжке "Рождение в Царство Непоколебимое". "Вторая заповедь: «возлюби ближнего как самого себя» – указывает словом как не столько на меру или степень любви, сколько на глубокую онтологическую общность нашего человеческого бытия. Осуществленная в человеческом бытии – эта заповедь приводит к тому, что все человечество становится единым человеком. Любовь переносит бытие личности в любимого и этим усвояет себе его жизнь, показуя проницаемость личности – Я. Абсолютное совершенство внутритроичной любви выявляет совершенную взаимо-проникновенность Трех Лиц, так что у Трех – единая Воля, единое Действие, единая Слава, единое Могущество, единое Божество, единая Сущность, и потому каждое Лицо-Ипостась является носителем всей полноты Божества, динамически равным всему единству Трех. По образу этой любви – вторая заповедь: «люби ближнего как самого себя», восстанавливает разбитое грехом единосущие человеческого рода, приводя к тому, что вся полнота человеческого бытия становится обладанием каждой человеческой ипостаси. Осуществленная в конечном совершенстве, эта заповедь показует, что человек – един, един по существу и множествен по ипостасям, что человек, по образу Святой Троицы, есть единосущное соборное бытие. Причем, повторим, такое бытие в последнем осуществлении, когда каждая человеческая ипостась силою полноты пребывания в соборном единстве должна являться носителем всей полноты человеческого бытия, и потому равной всему человечеству, всему единому Человеку, по подобию совершенному человеку – Христу, вмещающему в Себе всего Человека. Итак, на этом пути, то есть пути хранения заповедей Христа, Который есть Путь Церкви, раскрывается тайна Святой Троицы. Раскрывается не отвлеченно, рационалистически, а в самом бытии. И нет иного пути к постижению Божественных тайн".

Первоначально такое учение о единосущии человечества казалось мне сомнительным, поэтому я решил обратиться с вопросом к преподавателю догматического богословия. Преподаватель ответил, что о единосущии человечества прямо говорится в постановлении четвертого вселенского собора - в Халкидонском оросе. Вот фрагмент из ороса: «Итак, последуя св. отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущногонам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы - по человечеству …».
Слова "единосущного нам по человечеству" как раз и означают, что человечество единосущно. Однако дальше преподаватель сделал пояснение, сказав, что единосущие Христа с нами и наше друг с другом - это совсем другое единосущие, не органическое как с Отцом, а только логическое. Получается (если следовать трактовке этого преподавателя), что в таком важном догматическом определении Собор дважды в одной фразе употребил термин «единосущный» (ὁμοούσιος) – важнейший термин первого Вселенского Собора, вошедший в Символ Веры, – подразумевая при этом два совершенно разных смысла этого термина. В первом случае – «единосущный Отцу по божеству» – в значении единства и тождества сущности, а во втором случае – «единосущный нам по человечеству» – в значении одинаковой с нами сущности, но без единства и тождества.

Оказалось, что вопрос о единосущии человечества выходит далеко за рамки антропологии. По сути, в зависимости от того, как этот вопрос решается, возникают совершенно различные учения о спасении (сотериология) и о церкви (экклесиология). Какую именно человеческую природу воспринял Христос в Своем Воплощении? Если под природой мы подразумеваем сущность, и эта сущность для всех людей одна единая и общая (единосущие в таком же значении, как единосущие Троицы), тогда в Воплощении Христос воспринял и соединил с божеством природу (сущность) всех вообще людей, от Адама до последнего человека, который родится в будущем. Все человеческие ипостаси оказались приобщенными к божеству Христа. Только первородный грех и личные грехи препятствуют нам ощущать плоды уже совершившегося обожения общечеловеческой природы. Если же подлинного единосущия у людей нет, а есть только одинаковость сущностей, тогда в Воплощении Христос воспринял и соединил с божеством только Свою частную человеческую природу и на бытии всех людей Воплощение Христа непосредственным образом никак не отразилось.

При такой трактовке начинается мучительный поиск ответа на вопрос: «Каким же образом совершилось наше спасение?» В результате происходит значительный перекос в сторону учения об Искупительной Жертве. Многие древние отцы - Афанасий Великий, Григорий Богослов, Василий Великий, - говорили о том, что Христос воспринял, обожил, исцелил, вознес на небеса "наше естество", "всего меня", "всего Адама" и тому подобное. Однако в учебниках догматического богословия все эти вопросы вообще не затрагиваются. Говорится о спасении людей только неким внешним образом. Прошу Ваших молитв! --
С уважением,Георгий  09.11.2


Tags: #ятестируюновыйредактор, Прихожане
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 255 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →