maxminimum

Category:

Собибор

Фильм поставлен по воспоминаниям Александра Печерского, возглавившего единственное во Второй Мировой успешное восстание в фашистском концентрационном лагере.

Режиссёрский дебют Константина Хабенского, наполненный  глубиной аналогий и метафор. 

Давно заметил, в искусстве талант и мысль не складываются, а умножаются, производя на свет новые порядки смыслов. А настоящий смысл - это вопрос, а не ответ, потому что вперед нас направляют и двигают именно вопросы. 

В каких-то своих смысловых глубинах фильм представляется мне продолжением  «Догвиля» Ларса фон Триера. У Триера жизнь городка заканчивается смертью всех его жителей, этаким "великим потопом» в малом масштабе. И только оставшийся пёс с библейским именем Моисей символизирует надежду для исхода из нравственного и жизненного тупика. 

У Хабенского новый Моисей - Печерский, выводит еврейский народ из фашистского плена. 

Библейские аналогии фильма сложно не заметить. Египетский плен, рабские работы, жестоковыйность фараона,  казни египетские и исход прочитываются в сюжете и эпизодах кинокартины. 

Фильм выразителен взглядами и глазами. Если бы человеческие взгляды можно было коллекционировать, то тут  предложено немало достойных экспонатов. 

Прямые, неопускающиеся глаза рабов, остающимися людьми, как у главного героя или молодой женщины в газовой камере, до конца смотрящих на главного убийцу и заставляющие его непонятно нервничать.

Опущенные взгляды сломленных, испуганных, растерянных. Безумные, отчаянные, продажные, сумасшедшие, всякие. Из-за одних взглядов стоит посмотреть это кино. Один из персонажей, фашистский офицер, так и  снимал взгляды и лица на фотоаппарат, обещая после войны устроить сенсационную выставку. 

В фильме есть и новозаветная линия. Наверное самая метафорическая сцена, мастерски снятая оператором, когда Печерский и девушка сидят в сумерках по краям арки, забитой досками, в щели которых льются свет и крики избиваемого еврея. 

 - Что же я могу сделать для них? Как могу помочь? - В отчаянии спрашивает призванный  в спасители  человек. 

 - Надо терпеть и молиться Богу - укрепляет  девушка-ангел героя в его гефсиманском страдании.

Аналогии фильм проводит не только библейские, ведь исход - это наше постоянное призвание. В государстве, обществе, церкви, в  человеческой личности. Все зависит от поставленного человеком и обществом перед самим собой вопроса. 


Конечно есть и недостатки, все-таки это режиссёрский дебют. Фильм похоже не завоюет главный оскар. Не удалось глубоко и задевающе показать дружбу, любовь, человеческие отношения. Мне сложно судить об этом квалифицированно, я не специалист. Просто осталось ощущение сюжетной  неполноты. Но кто знает, может режиссер хотел подчеркнуть неполнотой неотмирность любви. В фильме три любовных линии. Любовь еврея потерявшего жену в топке. Любовь Печерского к девушке. Любовь избиваемого ювелира к рыжеволосой. И каждая божественна, потому что вопреки страданиям. А потеря любви-божественности превратила немца-коменданта лагеря в безумца. 

Не жалею, что потратил два часа на просмотр. Ведь  фильм оставляет раны в душе. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.