Вроде бы всё ясно. Сказано же, что вера без дел мертва. Значит надо совершать дела веры - добрые поступки, придерживаться заповедей. Тогда и вера твоя будет живой.
Вот и апостол приводит в пример Авраама, названного другом Божиим за высоту и совершенство его веры.
Но мне не давали покоя странные слова: поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность. И про Раав блудницу, оправданную тем, что приняла и помогла вестникам. Какая-то внешняя механистичность в указанных причинах и следствиях заставляла сомневаться во всей этой ясности. Явно тут есть нечто таинственное.
Что?
Что это, поверить Богу?
Как так, Раав оправдана?
Я тоже очень даже верю Богу.
Только есть одно преткновение, чтобы кому-то поверить, необходимо хотя бы его услышать.
Интересно, как Авраам слышал Бога?
На мой взгляд - это и есть тайна.
В человеке заложена потребность общения с Небом. Мы пытаемся реализовать её через таинства и обряды. Проецируем на людей, например, церковную иерархию, предметы культа - иконы, мощи. Совершаем паломничества к святым местам. Во общем, пытаемся всячески укрепить и напитать свою веру. При этом, нередко разочаровываемся и ослабеваем.
Почему?
Почему мы постоянно ищем, чем укрепить свою веру?
Из-за чего она угасает?
Полагаю, потому что Истинное переживание не наполняет все эти способы реализации заложенной в нас потребности. А без таинственного переживания наши действия становятся банальным идолопоклонством, в конечном итоге приводящем к разочарованию.
Поясню мысль. Опыт богобщения и создал все перечисленные выше формы поклонения. Но при утрате животворящего огня форма превращается в идола, а вера становится всего лишь пожеланием. То есть, умирает по сути.
Возвращаясь к началу. Теперь, по прошествии многих лет церковного служения, начинаю понимать, что вера мертва без истинного живого переживания Бога, без выхода в космические области невыразимого, там где вера становится знанием. А приобретая знание, наши дела уже им и руководствуются.
То есть, по большому счету, самое главное дело - это наше внутреннее переживание Бога. Тогда из него и следуют все земные поступки и наполняются живым смыслом различные формы.
Попробую теперь сформулировать некоторые вопросы христианина к себе, касающиеся обсуждаемой темы.
Приносит ли мне удовлетворение моя религиозная практика?
Мои поступки, которые можно назвать делами веры, диктуются внешним знанием и средой или берут причину из внутреннего опыта?
Я действительно сознателен в своей вере или плыву по течению?
Жизнь полна скорбей и трудностей, для меня это встреча с Богом или расставание?