Савво-Сторожевский и Иосифо-Волоцкий
Закрыли сезон поездок приходским паломничеством в Савино-Сторожевский и Иосифо-Волоцкий монастыри. Хотя может быть ещё и съездим в ноябре в Новый Иерусалим, но посмотрю на какое настроение покажет мой внутренний компас.
Выехали рано и прибыли в Звенигород в 7.30. Утренний туман покрывал долину с коттеджами и железной дорогой, будто свежий снег всю нашу житейскую неприглядность. Может быть именно за туман прп. Савва и выбрал это место для своего монастыря. Я бы выбрал, если бы..


Помолились на службе. Очень интересно ощутить почти забытое ощущение прихожанина, когда стоишь и просто молился ни за что не отвечая. Дежурные даже делают тебе замечания за разговоры и перемещения. Я балдел и наслаждался.

Экскурсовод Инна Владимировна настоящая артистка в театре одного актёра! Прекрасно исполнила свою роль. Я ей даже простил притянутые за уши чудеса и профессиональное прибеднение. Очень рекомендую её для паломников, она весьма заразна в своём творчестве.
Ещё фотка.

В Иосифо-Волцком монастыре два культа, преподобного Иосифа и покойного митрополита Питирима Нечаева, восстановившего обитель.
Странно, спор нестяжателей и Иосифлян обычно преподносится с акцентом в пользу Нила Сорского (по крайней мере в той литературе, что я читал), но тут, на месте, прп. Иосиф выглядит, как строгий аскет, посвятивший все силы помощи бедным и неимущим (экскурсовод Алла Ивановна рассказывала о пятистах ежедневно столующихся в монастыре нищих во времена преподобного). Признаться, своим духом, строгим и бескорыстным (за ящиком строгая монахиня Тамара отчитывала и вразумляла каждого, а за двухчасовую экскурсию не захотели брать денег) обитель произвела впечатление.
Из интересного. В монастырском музее библии нам показали любопытное распоряжение владыки Питирима о поставлении на молочно-рыбное довольство монастырских кошек. Кстати, их тут тьма. Одна запрыгнула мне на плечо, лизала мою шею и жёстко отказывалась уходить. В монастыре есть специальный человек, в чьи обязанности входит исключительно забота о местных кошках.


Заинтересовали в экспозиции музея гравюры Дюрера и Доре иллюстрирующие Библию. С удивлением узнал, что и Сальвадор Дали в конце жизни задумался и сделал серию из 105 рисунков из библейской истории. Некоторые мне напомнили Босха.



Залезли на тюремную башню, где в жестоком заточении шесть лет провёл Максим Грек. Прекрасные виды золотой осени открывались из его камеры.

В монастыре похоронен и Малюта Скуратов, говорят раскаявшийся под конец своей жизни. Чудотворная Волоколамская Владимирская икона была написана по его заказу.


Огромная трапезная, построенная по образцу Грановитой палаты и лишь чуть-чуть её меньше по площади. Сейчас восстанавливается.

