maxminimum

Categories:

От церковности к духовности

Жизнь течёт и то, что казалось важным постепенно становится мелочью. Вчерашняя правда, сегодня оборачивается ложью. 

В комментах моего журнала была приведена цитата игумена Петра Мещеринова о его разочаровании после тридцати лет монашеских подвигов: 

"Подлинная, сущностная проблема заключается в том, что современная православная церковная педагогика не приводит человека по-настоящему ко Христу. Это и мой личный опыт, и вывод из многочисленных исповедей и пастырских бесед.
Я могу со всей ответственностью сказать, что вот уже как тридцать лет я всего себя всецело вверил православной церкви, веря, что под её руководством я обрету полноту богообщения во Христе. По мере сил, и даже изо всех сил я старался исполнять всё, что она предписывает, обещая это богообщение – погружался в богослужение, церковный уклад и монашеские правила, постился, следовал руководству духовника, читал (и не только читал, но и по возможности претворял в свою жизнь) сочинения православных святых отцов. И на этом пути я получил только отрицательный опыт – расстройство здоровья и внутреннее разорение.
И это расстройство, это разорение и бесплодная потеря сил (я с горечью осознаю это сегодня со всей ясностью) необратимы и неисцелимы. Господь по милости Своей не оставил и не оставляет меня, но пути, которыми Он ведёт меня к Себе, давно переросли рамки той недостаточной и во многом неверной педагогики, которую предлагает ищущим Бога христианам современная православная церковная действительность. И вот это для людей – настоящая трагедия и проблема".


На самом деле в таком обороте нет ничего неожиданного и обвинять нашу церковную педагогику в несостоятельности подобно суду без адвоката и присяжных. Я знал и периодически имел общение с отцом Петром с 92 по 2000 год и всегда прислушивался к его нестандартному мнению. Он стремился к богобщению. Помню его рассказ, так поразивший меня, о его уходе с несколькими единомышленниками в пустыню. Они жили в доме на селе затем в какой-то квартире в провинции год или два, не помню. Молились, подвижничали, искали Бога. 

Конечно сейчас эти подвиги может быть оцениваются им, как потерянное напрасно время. Но тогда это выглядит, как разочарование и отречение от  самого себя, отказ от молодости с её порывами и увлечениями. 

Церковная педагогика, она сама по себе ещё та педагогика. И ведёт нас непростыми дорогами. Вот и отец Пётр разочаровался в религии, он понял, что она не спасает от скорбей и внутреннего ада. Но его замечание о том, что Господь ведёт его своими путями о многом говорит. Верующий человек, оказавшийся во внутреннем аду, невольно  хочет освободиться от него и ищет причины его туда приведшие. И эта причина в случае отца Петра - религия. Религия, приведшая к аду, как это не парадоксально.  Религия, как друг жениха, как Иоанн Предтеча, умалившаяся и смирившаяся, ушедшая в сторону. Побывав во внутреннем аду, отец Петр открыл для себя путь сквозь религию к Богу. Может это и напоминает бегство из Египта, но задача церковной педагогики на мой взгляд в его случае успешно выполнена. Человек прошёл через казни и бежал сквозь море в землю обетованную. Побывав в аду религии обрёл духовность. Стал в некотором смысле Мелхисидеком, только не через внезапное призвание, а своим, трудным путём. Правда,  ещё не совсем это понял. 


Да, конечно - это всего лишь моё частное мнение.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.