⁃ Я не могу исправиться! - без предисловий, склонив как на плаху голову, отчаянно кинула наша семилетняя прихожанка.
⁃ Уже столько лет стараюсь и прошу Бога о помощи. Отчаиваюсь, унываю от безысходности. - обречённо и опустошённо каялся многодетный отец.
Может я раньше не слышал или не обращал внимание на эти слова исповедников, но в этот пост тема обрела для меня всеприходскую глобальность.
Всматриваюсь в себя и осознаю, что и сам почти не изменился в грехах за 33 года церковной и духовной жизни. В основном все те же грехи, по-разному проявляющиеся в новых обстоятельствах жизни. А то малое, что исправил, нельзя назвать победой, обычно это больше похоже на чудесной освобождение, когда его уже и не ждёшь. Как-то уже писал об этом.
Более того, я сейчас гораздо хуже по грехам, чем лет пятнадцать назад, когда особенно старался быть строгим и соблюдающим, ездил на Афон и носил чётки. Правда, при этом не помню, чтобы был тогда счастливей. Уровень счастья, как состояния души, по моим ощущениям со временем и с возрастом во мне идет по нарастающей и не сильно зависит от уровня грехов.
Но ведь тема исправления все-равно остаётся! Как и тема уныния и опускания рук в результате осознанования своей неисправимости.
Полагаю, поэтому надо по другому отвечать на вопрос об исправлении. Да, с грехами надо бороться, но основные изменения нужно стараться наблюдать в личных отношениях с Богом, что ли.
Не хочется штампами, но идти надо в сторону осознания себя Его сыном или дочерью, доверия к Нему, погружение в океан Его любви.
Если это так, то грехи не то что не важны, но уже совсем не основное в теме исправления. Они уже не ввергают в уныние и не колеблют в нас главное.