maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Categories:

В продолжение исповеди

Позапрошлая запись про исповедь, написанная мимолетно, как ответ на вопрос( хотел на самом деле когда нибудь написать серьезный текст на эту тему, но получилось так), вызвал в том числе и критику, особенно моей матушки. Я обвинен в цинизме и в том, что соблазняю неокрепших. Так что, если кого соблазнил простите, это не было целью, просто человеческое иногда вырывается наружу, правда по делу остаюсь при своем мнении.
Для компенсации моего цинизма привожу коммент моего друга, отца Романтика, о нем писал недавно про его путь Камино.

Прости, отче, что влезаю со своим комментарием, - просто очень хочется поддержать.
Видимо, каждый думающий и ищущий священник проходит определенные "станции" (помнишь, как станции в рассказе блаж. Феодоры), станции, как остановки для смены тягловых и переведения дыхания от Пути, чтобы осмотреться. Да, похоже, что эти станции, в-общем, у всех одни и те же.
Мне не приходится исповедовать по тысяче человек за Службу - в сельском храме обычно мало людей, а у меня на исповеди бывает сейчас 15-25 человек за воскресенье (я, по просьбе прихожан, остановился на практике неторопливой исповеди перед самым Причастием), но все твои рассуждения очень понятны и близки. Меня и самого тянуло к этим исповедальным кабинкам в храмах латинского обряда на Пути Камино. Внимательно их осматривал, прикидывал... , и утверждался во мнении, что эта их западная традиция (ведь, это именно традиция, а не Канон или Богословие Для Мирян) имеет свои смыслы, и мне также хотелось бы иметь такую кабинку (или, как видел где-то, полукабинку в виде полуоткрытого каркаса). Тем более, что это можно очень красиво и гармонично обустроить в храме. Но, полагаю, не даст мне епископ своего благословения, и, думаю, лучше, и, не обращаться.
Похоже, думаю, что эта традиция установилась из-за индивидуализма (personality, чего они так ценят и оберегают) в т. наз. западном образе мышления, и исповедь "на мIру" из-за общинности на Руси - как-то не принято у нас по углам прятаться, что вызывает только подозрения. Это мои такие рассуждения. Поэтому, в случаях, когда стоит отдалиться от исповедуемого или видишь, что ему трудно превозмочь эту близость, я (по примеру, вычитанному где-то в житиях подвижников благочестия), встаю лицом к Алтарю, так что исповедуемый остается у меня за спиной - ну, не совсем за спиной, а за правым плечом и позади немного, он не видит моего лица, моих глаз, мне не видно его, а только слышен его тихий голос. Это помогает реально, особенно, когда исповедуемый испытывает смущение, или идет перечисление особо тяжких деяний на первой исповеди.
А еще мне понравились другие традиции, которые, видимо, у нас не сохранились:
1. Храм закрывается на запор изнутри, когда нач. месса. И уже, нет посторонних и зевак. Но и никто не выходит. Но и месса не долга - ок. 25-30 минут. Причем, по прихоти служителей (мне приходилось сталкиваться с этим) дверь может оказаться уже закрытой за 10-15 минут до начала мессы - не пришел раньше, как и положено, прости и прощай!
2. В наличии сидений я увидел замечательный способ организации порядка на Службе. Никто по храму не ходит, не переходит с места на место. Когда надо, все встают и стоят. Ведь и в нашем Уставе (а в данном вопросе Уставы и совпадают), есть время на Службе, когда положено сидеть, даже на Литургии, и время, когда положено не только стоять, но и не разрешены любые перемещения по храму.
3. А особенно мне понравилось то, что происходит после Причастия - все (и сам епископ или служащий священник) после Причастия садятся, и молча несколько минут (сколько? Не знаю) сидят, склонив головы в благоговении и осмыслении!!! Такая тишина и благоговение во всем храме! Это потрясает! И как же стыдно за "наши" толкания и беседы у столиков с теплотой... Очень ясно я почувствовал, что есть Каноны и Богословие, а есть и Традиции, причем их (западные) или общие, не сохранившиеся у нас при "переносе из Византии", или не сохранившиеся у нас из-за тех 70-ти лет т.наз. богоборческого режима (который вполне себе удачно формировал нужную Им церковь, и до отвала кормил угодных церковнослужителей и церковноначалие).
Еще очень много интересного для меня нашлось в старообрядческих традициях, когда приходилось сослужить с единоверцами. Серьезно начинаешь задумываться, как оскудело Благоговение (основанное на благоговейных традициях) в нашей сегодняшней Церкви, и почему это не возрождается, и, даже, жестко пресекается. А какие благоговейные традиции мне встретились у румын, когда мне довелось сослужить с ними! Мне до сих пор тепло вспоминать те Службы...

Кстати, это видел сам в греческих и румынских храмах, спрашивал, говорят, так положено - священнику на исповеди положено СИДЕТЬ, а исповедуемому стоять на коленях. Мне приходилось видеть, как исповедуемый исповедовался, уткнув лицо в колени священника, а тот гладил его по голове рукой.

Твой любящий брат во Христе
о. Романтик
Tags: пастырское
Subscribe

  • Размышление о Дедульке Калаказо

    Калаказо был интересным художником, но сейчас мне представляется, что в настоящем своём положении Дедулькин не способен на глубокое литературное…

  • Со стороны виднее

    У меня вопрос к читателям. Два вопроса.  ЖЖ друг, sibeaster, опубликовал свой спор по поводу абортов, он их оправдывает при определенных условиях. Я…

  • Соль и перец

    На занятии по литургике преподаватель разбирал таинство крещения. Интересно, у нас в Русской церкви миро варят с Никоновских времен добавляя около…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments