maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Category:

Мда, все чаще чувствую

себя лишним в своем журнале.
В комментах к предыдущему тексту читатель Андрей сформулировал десять болезней "ветхозаветности" по моему или второго этапа духовной жизни по другому. Это наш православный паноптикум, хотя мне порой кажется, что в паноптикуме выставляют тех, кто этим не болеет. Думаю почти каждый священник РПЦ и живущий церковной жизнью мирянин так или иначе сталкивался с этими диагнозами. Воспроизвожу:

О "ветхозаветном периоде".
1. "Бремена неудобоносимые". Утреннее и вечернее молитвенное правило, последование к причащению - откуда это всё? когда появилось? надо ли? Монашеский постовой устав, который был распространён на всю церковь, на мирян - почему? Пост в супружеских отношениях - откуда такое взялось? как возможно это исполнить? и зачем? почему этим вопросом так озабочены духовники из числа монахов, которые по определению ничего не смыслят в супружеской жизни? Эти вопросы возникают обязательно. Но они потом возникают, уже после того, как всё это принято и даже местами исполнено. Почему во время воцерковления новоначальных это всё навязывается? Откуда взялся это идеальный образ жизни, который даже монахи не могут осилить?
2. Грехи. Почему в прошедших церковную цензуру пособиях по исповеди грехами называются вещи, которые таковыми не являются? Почему частное богословское мнение возводится в статус заповеди? Почему христианину надо самостоятельно изучать каноническое право, нравственное богословие, церковную историю, чтобы разобраться в вопросе о том, что греховно, а что нет?
3. Послушание. Не знаю кому как, а мне с этим повезло. Когда я воцерковлялся, то мой духовный наставник сразу объяснил, что в современных условиях жить нам всем следует не по послушанию, а по совету (см. "Приношение современному монашеству" свт. Игнатия Брянчанинова).
4. Оккультизме в православии (термин о. Андрея Кураева). Откуда взялась эта вера в порчу, сглаз и колдовство? Символ веры и Библия не обязывают нас верить в колдовство. Этой веры не было в древности - ветхозаветной и христианской, в XIX веке этого не было. И вдруг взялось. Почему не запрещена проповедь веры в чёрную магию (или как оно там называется)?
5. Политические пророчества, а также разного рода слухи (не могу подобрать другого слова для обозначения этого рода информации). Не буду их перечислять, выскажу только уверенность, что всё это пишется на Лубянке под конкретный политический проект. Ещё проблема: русский шовинизм и вообще ксенофобия. Мрачные вещи высказывают в приватных разговорах наши клирики и монахи. В последние пару лет это иногда даже публично сообщается. Одно скажу: слава Тебе, Господи, что нас, православных, так мало, иначе бы мы устроили Донбасс на всём пространстве от Львова до Владивостока.
6. Царебожие. Проповедуется непрерывно. На каждой литургии поётся (2-ой антифон): "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения" и т.д. Никакого толку. Грех человеконадеяния торжествует.
Это я всё к тому, что к проблемам "ветхозаветного периода" в жизни христианина приводит плохое наставничество.
7. Некритическое восприятие агиографических материалов. Житие Алексия, человека Божия или житие Петра и Февронии - там, IMHO, нет ничего христианского. Сколько было попыток избавить агиографию от сказочного, фантазийного элемента - Симеон Метафраст, католики-болландисты - всё равно в житиях много чего... смущающего.
8. Фальшивые реликвии, чудеса. Даже комментировать не буду.
9. Нездоровое увлечение эсхатологией. Главное поле деятельности "пророков" и "старцев". Увлечение эсхатологией приводит к какому-то удивительному христианству - антихристоцентричному. То есть многие из нас не столько Бога любят, сколько антихриста боятся. Ещё одно странное увлечение: демоноцентричное христианство.
10. Мизогиния. Редко, но встречается и проповедуется уважаемыми насельниками крупных монастырей.

Десятый пункт пришлось даже погуглить, оказалось, что тоже болен. 
А вообще, я развеселился, стало понятно, что все не так плохо. Когда проблемы сформулированы, то уже почти здоров. Теперь волнуюсь, чтобы над Украиной не подбили, когда полетим в Иерусалим.
Tags: Какие мы
Subscribe

  • В Дохиаре

    На Афоне, в монастыре Дохиар трудно остановиться без предварительной договоренности по факсу. Да и факс обычно не отвечает. Лучше всего прийти…

  • (no subject)

    Сегодня мне передали пачку новой книги монаха Салафиила, бывшего инока Всеволода. Весной я внес скромный финансовый вклад в ее издание и теперь такой…

  • Третья жизнь

    Афон для меня является местом особенным. Первая поездка, случившаяся лет восемь-девять назад, без преувеличения сделала мою жизнь другой. Влияние…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • В Дохиаре

    На Афоне, в монастыре Дохиар трудно остановиться без предварительной договоренности по факсу. Да и факс обычно не отвечает. Лучше всего прийти…

  • (no subject)

    Сегодня мне передали пачку новой книги монаха Салафиила, бывшего инока Всеволода. Весной я внес скромный финансовый вклад в ее издание и теперь такой…

  • Третья жизнь

    Афон для меня является местом особенным. Первая поездка, случившаяся лет восемь-девять назад, без преувеличения сделала мою жизнь другой. Влияние…