maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Слово на отпевании

В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.

Слово перед отпеванием.
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.

Слово после отпевания.
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения. 
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.
Tags: Про смерть, Проповедь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments