maxminimum (maxminimum) wrote,
maxminimum
maxminimum

Categories:

Дон Карлос

В Большом сегодня шел Дон Карлос. Мы сидели очень удобно, в тринадцатой ложе бельэтажа, почти рядом с царским бенуаром. Раньше не ходили на эту оперу, поэтому не был знаком с либретто. После ремонта, Верди в Большом стали петь на итальянском, а на экране над сценой транслировать русский перевод. Мне это сразу понравилось, не надо напрягаться для расслышивания, текст пробегаешь сразу и, уже зная о чем речь, вслушиваешься в звуки музыки и трагедию голоса.
Обычно в итальянских операх сюжет не цепляет, важнее таланты композитора и исполнителей, Карлос же поразил глубиной переживаний и жизненной философией. 
Первыми звуками была мелодия какого то духового инструмента, почему то сразу вспомнилась труба апокалипсиса, когда же раздвинулся занавес, на сцене стояла гробница императора Карла великого, а его дух пел о бренности земной славы и запоздалых муках проснувшейся после смерти совести. 
Декорации удивили своей лаконичностью, но в этом читался некий смысл-больше внимания уделялось слушанию и переживаниям. Правда  великий Вирсоладзе расстроился бы, увидев такую скудость, его идея, что художник-декоратор, режиссер и дирижер это одно целое, сегодня явно не популярна.
Главный злодей спектакля, король Филипп, благодаря таланту и глубокому баритону исполнителя, для меня стал центром сюжета. Он страдал и мучился сам от себя, совершал ошибки и преступления и тут же плакал и сокрушался. Видимо моя привычка священника жалеть кающихся грешников сыграла свою роль в этой симпатии. Тем более певец похоже по настоящему страдал на сцене. Писал один раз о крещении артиста, у которого было амплуа злодеев, бесов и всякой нечисти, после же новой роли (Иуды) он понял, что сам в него превращается, и уговаривал меня срочно его покрестить. Дело в том, что актер живет в своем персонаже, если играет профессионально. 
В исполнении гения тексты обретали глубину и бессмертный смысл. В сцене, где Родриго дерзко укорял короля за жестокость и умолял пощадить истерзанный народ Фландрии, тот с усмешкой отвечал: что ты понимаешь о народе, ты же не король; глаза невольно косились в сторону царской ложи. Ария Филиппа, страдающего бессонницей от подозрений и ярости, произвела сильнейшее впечатление, особенно мольба о том, чтобы с царским венцом приходило божественное знание тайн людских сердец. Я тут не выдержал напряжения и вытащил из сумочки супруги контрабандно пронесенную сквозь рамки на входе бутылочку крепкого бальзама, надо было успокоить нервы. Бутылка не вернулась на место и во время встречи короля и великого инквизитора. Король вопрошал отца духовного, как поступить с дерзким сыном, осмелившимся ему угрожать. А что ты сам собираешься делать? Все или ....ничего. Мир в стране важнее смерти одного человека- заполнял зал, город и землю баритон инквизитора. Но как я убью сына своего? - бежали мурашки по спине. Отец небесный не пожалел единородного сына ради людей - устраивал короткое замыкание в мозгу невероятный по силе звука и слова довод епископа..... Кощунственность совета сводила дыхание, хотелось убежать и спрятаться от происходящего. Решимость епископа карать всех нечестивцев, еретиков и смутьянов контрастировала с готовностью Родриго отдать жизнь за друзей и народ так же, как жертву Молоху не сравнить с жертвенностью Руфи. Музыка и голоса усиливали восприятие глубины разверзающейся пропасти. Ее стороны больше никогда не соединятся, а поднимающийся со дна огонь сжигает всякую надежду. 
Королеву Елизавету пела Джиоева, кажется триумфальная победительница прошлогоднего телевизионного оперного конкурса. Дона Карлоса какой то иностранец-Андреа Каре, у него был очень простой серый костюм, сливавшийся с декорациями, что по моему уменьшало впечатление от исполнения. Когда он пел, я старался не смотреть на сцену. В этом дуэте поразил контраст любовных переживаний героев. Карлос вопиял: я так страдаю от безнадежности своей любви, королева молила Бога о даровании ему душевного покоя. Инфант терял силы и падал замертво от отчаяния, Елизавета взывала о его исцелении. Он восклицал, что победил любовь ради долга и подвига, она плакала, что он настоящий герой. 
Божий дар даже малое возвеличивает. В нашем голосе есть тайна, он может повести и зажечь или покорить и поработить или напугать и много чего еще. Сила произнесенного слова, уверен, зависит от того, из каких глубин или высот оно пришло к человеку. А пение и музыка возводят впечатление в степень, величину которой задает человеческий гений. 
В антракте устроились в буфете на минус третьем уровне,по сложившейся семейной традиции купили кофе, распивали контрабандный бальзам и на зависть соседям ели принесенные из дома в маленькой дамской сумочке бутерброды с красной рыбой и купленные в Ашане пироженные. 
Соседи поглядывали на нас и обсуждали сюжет: надо же он должен был ее кинуть, а вместо этого положил.
Когда спускались в метро, где то внутри Родриго все пел и пел Филиппу: ты властвуешь над половиной мира, а с собою справиться не можешь. С чего это у меня такое послевкусие- голосом короля в такт сердцу спрашивал я сам себя ему в ответ.
Tags: Выходной, Театр
Subscribe

  • От Николая Второго до ковида

    Посетил сегодня нашу давнишнюю прихожанку, уже пожилую женщину, ученого вирусолога. Давно, очень давно, собирался к ней и, наконец, нашёлся…

  • Бог есть

    ⁃ Бог есть! Батюшка! Мелькнула глазами скромная девушка, наша давнишняя прихожанка. ⁃ Расскажи! ⁃ А и нечего рассказывать. Я же давно в кризисе,…

  • Благоразумный

    Беседовал с парой, желающей венчаться. Он, здоровенный мужик под пятьдесят, пришёл в спортивных штанах и в куртке с кучей лейблов. Сидел на скамье…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments